Правополушарные
дети — открытые, непосредственные, творческие (поют, рисуют, придумывают,
лепят), любят свободный выбор. Для них очень важны отношения с педагогом
и одноклассниками. Они должны ощущать, что их любят, что они ценны
для окружающих. Жесткое давление со стороны взрослых, авторитарный
контроль являются для них стрессогенными. Длительное переживание учебной
неудачи может вызвать полный отказ от стремления к высокому учебному
результату.
В наиболее
сложных ситуациях чувство неполноценности в учебной деятельности ребенок
будет компенсировать различными формами асоциального поведения.
Реакция на стресс. Правополушарные дети остро
реагируют на эмоциональный стресс. Если ребенок волнуется или переживает,
его учебные результаты могут сильно ухудшиться. Он может забыть то, что
хорошо знал. Внешне это выглядит, как будто ребенок вдруг перестал соображать;
отвлекается, уходит в себя. Это происходит потому, что даже небольшая
стрессовая ситуация вызывает перевозбуждение правого полушария и снижает
активность левого.
Физиологический
стресс правополушарные дети переносят лучше, чем левополушарные, т. к.
за адаптивные способности организма отвечает именно правое полушарие.
Ведущие модальности. Как правило, правополушарные
дети визуалы и кинестетики. Для них важны зрительные образы, яркие цвета.
В то же время им необходимо постоянно что-то делать
руками — резать, лепить, рисовать и т. п. Если на уроке не дать
им возможности что-то поделать, они будут «улетать» и действовать
в своем внутреннем мире.
Мышление. Правополушарные дети мыслят
от общего к частному. В то же время учебные программы
в школе построены от частного к общему (буква, слог, слово).
Получается, что в школе правополушарные дети заведомо входят в группу
риска. Они обучаются не на своем языке, а на языке
левополушарных, т. е. изначально менее успешны.
Правополушарные
дети имеют наглядно-образное мышление, что требует использования зрительных
опор и выполнения учебных манипуляций (с палочками, кассой букв и т.
п.).
Для учащихся
с ведущим правым полушарием важен контекст действий, а не сами
действия. Поэтому важно дополнять задания вопросами типа: «Где это происходит?
Зачем это нужно? Как это выглядит? Как это можно использовать
на практике?».
Память. Правополушарным детям трудно произвольно
что-то запомнить. Память у них — визуально-кинестетическая.
Они лучше запоминают непроизвольно в игре,
практической деятельности, в эмоциональных ситуациях. Важную информацию
можно пропевать несколько раз, простукивать, дополнять мысленной картинкой.
Внимание. Функция программирования и контроля
может созревать позже, чем у левополушарных. Это будет проявляться
в невнимательности, забывчивости и неорганизованности.
Возможные трудности обучения. Так как обучение письму
и чтению ведется от частного к общему, то возникают ошибки
при письме — зеркальное письмо, пропуск букв. При чтении — трудности
при сливании слогов в слова. Дети могут затрудняться в различении
звуков по твердости/мягкости, звонкости/глухости.
Краткий
пересказ делают с большими усилиями.
Они
с трудом выполняют абстрактные задания, заучивают определения, понятия,
символы. Например, выучить части речи им будет нелегко. А когда
появятся члены предложения, то ситуация может ухудшиться — они будут
путать части речи и члены предложения.
Учащиеся долго
учат правила, забывают исключения.
Когда решают
задачи, с трудом раскладывают решение на отдельные действия, хотя при
этом будут давать верный ответ.
Могут быть
трудности с пространственной организацией (право-лево, верх-низ)
и действиями, требующими этих умений, например, чтение географической
карты или использование знака больше вместо знака меньше при сравнении чисел,
хотя задание при этом ребенок понял верно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий