Что делать учителю при обучении правополушарных детей

Не допускать стрессовых ситуаций на уроке. Учитель должен понимать — детям с ведущим правым полушарием объективно труднее, чем другим. Если ребенок что-то не понимает или не умеет делать хорошо — это уже стресс для него. В таких случаях можно использовать приемы «зато» и «потом»: «… зато ты очень стараешься», «… зато ты хорошо поешь», «потом у тебя все получится».
Удерживать внимание с помощью образов в речи. Важный инструмент сохранения внимания ребенка на уроке — речь учителя. Она должна быть яркой, насыщенной метафорами, сравнениями и образами (зрительными, слуховыми, двигательными, обонятельными).
Использоватьприем «оживления букв и цифр» при обучении грамоте, письму, счету. Примерные вопросы:
·         На что она похожа?
·         Какой у нее характер? (модница, шалунья и т. п.)
·         Она мальчик или девочка?
·         Что можно с ней делать (если буква или цифра похожа на предмет)?
Примеры «оживления» букв и цифр
Буква Л похожа на гриву лошадки. Лошадка хочет, чтобы у нее была красивая грива. Давай напишем всю строчку красивых грив для лошадок, чтобы они могли ими гордиться.
Буква С похожа на бублик, от которого кусочек отгрызла мышка. Поэтому С грустит. Давай ей поможем и напишем строчку красиво.
Цифра 1 — как палка с сучком. С ней можно ходить за грибами, а можно отбиваться от злых собак.

Правополушарные дети склонны пропускать буквы, путать их со сходными элементами, например, прописные буквы Б и Д. Важно научить их проверять себя. Для этого можно использовать прием «отчеркивание». На первом этапе написанный текст сначала читают по слогам и отчеркивают слоги карандашом прямо в тетради. Когда дети хорошо научатся это делать, можно карандашом просто проводить между слогами, а потом свести проверку только к проговариванию. По такой схеме ребенок учится искать свои ошибки.
Вначале изучения новой темы показать общую схему изучаемого, потом рассматривать детали. Или изучить общее правило, а потом отрабатывать его применение в частных ситуациях. Желательно, чтобы правило было не только зрительно представлено, но и эмоционально.
Полезно рассказывать истории, приводить примеры из жизни. Они придадут теме, правилу эмоциональную окраску. Позже через эмоции ребенок вспомнит тему или правило.
Если ребенок путает право-лево, верх-низ, необходимо сначала вывести это на уровень осознания. Правополушарный ребенок может не осознавать, что делает ошибки, а важно, чтобы он понимал, что путает понятия.
Например, «Ты не решил семь примеров из-за одной ошибки — одни действия совершил снизу вверх, другие, как и надо, сверху вниз». Иногда этого бывает достаточно. В зависимости от развития самоконтроля кто-то раньше, кто-то позже из детей перестает путать.
При этом важно, что ребенок понимает — ошибка у него на самом деле одна, а не семь. Если такой прием не помогает, то следует маркировать цветом «верх» и «право».
Рекомендуйте педагогу, чтобы ошибки, которые ребенок совершил по одному шаблону, он по возможности засчитывал за одну. Например, если в семи примерах на сравнение ребенок перепутал расположение знаков — вместо больше использовал меньше, и наоборот.


Повышать учебную мотивацию. Правополушарные дети склонны к творчеству, им трудно выполнять однообразные монотонные задания. В этом случае можно при их выполнении использовать цветные карандаши. Другой прием — предложить учащемуся выбрать задание из двух равнозначных, выбрать и подчеркнуть лучшую букву, слово, предложение.
Использовать разнообразные поощрительные наклейки. Давать их ребенку за старание. Красивая обложка тетрадки с такими наклейками, на которую ребенок посмотрит перед началом работы, обязательно повысит его мотивацию.
Применять упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга. Упражнения и задания, в которых одновременно работают оба полушария, за счет чего улучшается их синхронизация, полезны не только правополушарным детям, но и левополушарным. Синхронизация работы полушарий оказывает благоприятное действие на ребенка: улучшаются контроль мозга за работой физиологических систем, способность концентрировать внимание, управлять им, а также эмоциями.
Примеры упражнений
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5–6 раз.
«Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук с точностью до наоборот.
«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который назовешь.
«Зеркальное рисование». Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Колечко». Поочередно и очень быстро перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.



Для синхронизации работы полушарий полезно заниматься музыкой — играть на аккордеоне или фортепиано. При прослушивании музыки задействуется правое полушарие, при считывании нот — левое. Кроме того, правой и левой руке надо «договариваться» друг с другом, чтобы сыграть произведение. Также показаны танцы, карате, ушу, плавание. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий