Не допускать стрессовых ситуаций на уроке.
Учитель должен понимать — детям с ведущим правым полушарием
объективно труднее, чем другим. Если ребенок что-то не понимает или
не умеет делать хорошо — это уже стресс для него. В таких
случаях можно использовать приемы «зато» и «потом»: «… зато ты очень
стараешься», «… зато ты хорошо поешь», «потом у тебя все получится».
Удерживать внимание с помощью образов в речи.
Важный инструмент сохранения внимания ребенка на уроке — речь
учителя. Она должна быть яркой, насыщенной метафорами, сравнениями
и образами (зрительными, слуховыми, двигательными, обонятельными).
Использоватьприем «оживления букв и цифр» при обучении
грамоте, письму, счету. Примерные вопросы:
·
На что она похожа?
·
Какой у нее характер? (модница, шалунья и
т. п.)
·
Она мальчик или девочка?
·
Что можно с ней делать (если буква или
цифра похожа на предмет)?
Примеры
«оживления» букв и цифр
Буква
Л похожа на гриву лошадки. Лошадка хочет, чтобы у нее была
красивая грива. Давай напишем всю строчку красивых грив для лошадок, чтобы
они могли ими гордиться.
Буква
С похожа на бублик, от которого кусочек отгрызла мышка. Поэтому
С грустит. Давай ей поможем и напишем строчку красиво.
Цифра 1 — как палка
с сучком. С ней можно ходить за грибами, а можно
отбиваться от злых собак.
|
Правополушарные
дети склонны пропускать буквы, путать их со сходными элементами,
например, прописные буквы Б и Д. Важно научить их проверять себя. Для этого
можно использовать прием «отчеркивание». На первом этапе написанный текст
сначала читают по слогам и отчеркивают слоги карандашом прямо
в тетради. Когда дети хорошо научатся это делать, можно карандашом просто
проводить между слогами, а потом свести проверку только к проговариванию.
По такой схеме ребенок учится искать свои ошибки.
Вначале изучения новой темы показать общую схему изучаемого,
потом рассматривать детали. Или изучить общее правило,
а потом отрабатывать его применение в частных ситуациях. Желательно,
чтобы правило было не только зрительно представлено,
но и эмоционально.
Полезно
рассказывать истории, приводить примеры из жизни. Они придадут теме,
правилу эмоциональную окраску. Позже через эмоции ребенок вспомнит тему или
правило.
Если ребенок путает право-лево, верх-низ, необходимо сначала
вывести это на уровень осознания. Правополушарный ребенок может
не осознавать, что делает ошибки, а важно, чтобы он понимал, что
путает понятия.
Например,
«Ты не решил семь примеров из-за одной ошибки — одни действия
совершил снизу вверх, другие, как и надо, сверху вниз». Иногда этого
бывает достаточно. В зависимости от развития самоконтроля кто-то
раньше, кто-то позже из детей перестает путать.
При
этом важно, что ребенок понимает — ошибка у него на самом деле
одна, а не семь. Если такой прием не помогает, то следует
маркировать цветом «верх» и «право».

Повышать учебную мотивацию. Правополушарные дети
склонны к творчеству, им трудно выполнять однообразные монотонные
задания. В этом случае можно при их выполнении использовать цветные
карандаши. Другой прием — предложить учащемуся выбрать задание
из двух равнозначных, выбрать и подчеркнуть лучшую букву, слово,
предложение.
Использовать
разнообразные поощрительные наклейки. Давать их ребенку за старание.
Красивая обложка тетрадки с такими наклейками, на которую ребенок
посмотрит перед началом работы, обязательно повысит его мотивацию.
Применять упражнения на синхронизацию работы полушарий
головного мозга. Упражнения и задания, в которых
одновременно работают оба полушария, за счет чего улучшается
их синхронизация, полезны не только правополушарным детям,
но и левополушарным. Синхронизация работы полушарий оказывает
благоприятное действие на ребенка: улучшаются контроль мозга
за работой физиологических систем, способность концентрировать внимание,
управлять им, а также эмоциями.
Примеры
упражнений
«Лезгинка».
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону.
Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью
в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После
этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5–6
раз.
«Ухо —
нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой —
за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть
в ладоши и поменять положение рук с точностью
до наоборот.
«Змейка».
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок,
вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который
назовешь.
«Зеркальное
рисование». Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные
рисунки, буквы.
«Колечко».
Поочередно и очень быстро перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо
с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала
можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
|
Для
синхронизации работы полушарий полезно заниматься музыкой — играть
на аккордеоне или фортепиано. При прослушивании музыки задействуется
правое полушарие, при считывании нот — левое. Кроме того, правой
и левой руке надо «договариваться» друг с другом, чтобы сыграть
произведение. Также показаны танцы, карате, ушу, плавание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий